Картина «Пленение Жанны Д’Арк». Адольф-Александр Дилленс
6 января 1412 г., в селении Домреми на границе Шампани и Лотарингии в семье откупщика родилась легенда.Вернее, легендой она станет спустя 17 лет. А пока новорождённую назвали Жанной.
«В подъёме борьбы французского народа против английских захватчиков большую роль сыграл подвиг Жанны д’Арк. Глубокая вера простой крестьянской девушки в победу подняла боевой дух войск» — привычный всем пассаж из школьного учебника истории. В нём много гражданственности, но очень мало правды.
«С детства ей являлись ангелы и святые, которые наставляли её на путь истинный. Она была экстрасенсом высшего разряда и имела влияние на сильных мира сего» — альтернативная версия, в которой много мистики, но правды ещё меньше.
Видение Жанны д’Арк (Жюль Бастьен-Лепаж, 1879 год)
Дайте чуда!
Из каких-то загадочных соображений не рассматривается самая интересная и захватывающая версия, которую давным-давно озвучил не кто иной, как кардинал Мазарини, известный нам по мушкетёрскому роману Александра Дюма «Двадцать лет спустя». Вот как рассуждал о Жанне первейший политтехнолог своего времени: «Вся история с Орлеанской девственницей была всего лишь политической хитростью, изобретённой придворными Карла VII. И, веря, что всё это совершалось во имя религии и по велению чуда, весь народ Франции устремился туда, как на пожар, или, вернее, как стадо баранов». Иными словами, имел место грандиознейший пиар-проект.
Жанна д’Арк при осаде Орлеана. Ш. Ленепвё
Представьте себе: чуть ли не половина Франции захвачена англичанами и бургундцами. Легитимность французского наследника престола весьма сомнительна — известно, что его отец король Карл VI отзывался о нём следующим образом: «Этот так называемый мой сын». Формально королём Англии и Франции считается девятимесячный Генрих VI Английский. Орлеан осаждён. Падёт крепость — падёт Франция, наследника сошлют в монастырь, а его дворян лишат земель, прав и привилегий. Францию могло спасти только чудо.
«Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать» — знаменитую фразу Вольтер произнесёт только 350 лет спустя. «Не следует дожидаться чуда — нужно самим его сделать» — решили его соотечественники. Есть мнение, что одним из «отцов» феномена по имени Жанна- девственница стал родственник наследника престола, политик, военный и алхимик Жиль де Рэ. Схема была проста. Для начала запустили слух о неких пророчествах. Согласно им страна, которую погубила женщина, Изабелла Баварская, будет вновь отвоёвана женщиной же. Якобы с Лотарингских земель поднимется непорочная дева (в смысле девственница), которая спасёт Орлеан, а королевство будет возвращено своему подлинному государю, Карлу VII.
А чтобы пророчества были исполнены как следует, главную фигуру, собственно девственницу, следовало найти и подготовить. Насчёт «найти» проблем не возникло — в силу врождённого дефекта Жанна была Девственницей с большой буквы. Несчастная барышня страдала синдромом Морриса. С виду вроде женского пола, но яичники и матка отсутствуют напрочь, зато есть мужские семенники, похожие на паховые грыжи, что документально зафиксировано при осмотре Жанны в плену. Влагалище же настолько узкое, что бургундские солдаты, пытавшиеся её изнасиловать, потерпели позорную во всех смыслах неудачу.
Гашиш и корона?
Подготовка тоже оказалась на высоте. Технология «голосов святых и ангелов», которые якобы слышала Жанна, была известна ещё со времён Крестовых походов в Палестину любому алхимику. Ударная доза гашиша, смешанного с мёдом, позволяла исламским убийцам-ассасинам увидеть и услышать целый выводок райских гурий. Утверждать, что именно таким образом Жанна разговаривала с архангелом Михаилом и святыми Екатериной и Маргаритой, наверное, нельзя. Но очень всё похоже складывается. До поры до времени эти голоса посещают Жанну регулярно. Самое забавное: велят таинственные «посланники неба» только то, что нужно лично Карлу VII. Ещё забавнее то, что после определённого момента «голоса», посещающие Жанну, начинают городить околесицу и дают крайне противоречивые, а то и вовсе глупые советы, из-за которых она, собственно, и попадает в плен и на костёр.
Жанна д’Арк на коронации Карла VII. Жан Огюст Доминик Энгр, 1854
Этим «моментом истины» стал промежуток между представлением Жанны ко двору и коронацией Карла VII в Реймсе. Всё напоминает отлично срежиссированный спектакль. Акт первый. Жанна прибывает к наследнику престола. Требует, чтобы Карл принёс ей в дар своё королевство. Обычно после такой наглости полагается либо смирительная рубашка, либо дыба. Но нет. Карл всего-навсего «слегка удивляется» и велит придворному нотариусу составить соответствующий акт. В течение трёх минут Жанна формально является королевой Франции, после чего торжественно вручает корону «царю небесному». И только потом отдаёт её Карлу. Отныне он вроде как «коронован Небом при посредстве святой девственницы». Акт второй. Семь тысяч отборнейшего войска идут вместе с Жанной под Орлеан. Командует «парадом» Жиль де Рэ. Всего за две недели блокада города снимается почти бескровно — даже англичане побаиваются «воли Неба». Акт третий. Вот как о нём говорит хроника: «На пути к Реймсу, в котором должен был короноваться Карл, важнейшие города сдавались без боя, потому что слава Жанны бежала впереди». Торжество пиара.
Но Жанна больше была не нужна и даже становилась опасной. Она должна была так или иначе уйти с политической сцены и вообще из жизни. Свинью французскому королю подложил Парижский университет — именно его юристы так повели процесс, что Жанна оказалась то ли ведьмой, то ли еретичкой, от которой корону принимать как-то неловко. Карл был вынужден затеять реабилитационный процесс. Папа римский пошёл ему навстречу.
Жанну посмертно оправдали, а спустя почти 500 лет канонизировали. И всё бы хорошо, но вот что по поводу «подвига Жанны» писал сам римский первосвященник, её оправдавший: «Было ли сие дело рук божеских или человеческих? Затруднительно для меня решить это…»
Памятник Жанне д’Арк в Париже
Текст Константин Кудряшов