Человек, обманувший Германа Геринга

images[10]

Герман Геринг, ближайший соратник Адольфа Гитлера и шеф люфтваффе, был большим любителем и знатоком живописи. В коллекции произведений искусства в его замке Каринхалл хранились многие живописные полотна, в основном старых признанных мастеров. Немногие современные картины из коллекции Геринга были написаны в той же академической манере. Совсем не было только живописи авангардной: сюрреализма, абстракционизма и прочих «измов», к тому времени уже весьма популярных. Возможно, Геринг не отказался бы и от таких полотен, но позволить себе этого он не мог. Ведь Адольф Гитлер, сам художник академического направления, «измов» не любил и не одобрял. А так как фюрер часто навещал Каринхалл, полотна авангардистского толка были бы там неуместны.

Клаус Манн против Германа Геринга

Истоки коллекции Геринга до сих пор до конца не ясны. Немецкий писатель-эмигрант Клаус Манн писал о Геринге в романе «Мефисто: история одной карьеры», вышедшем в свет в 1936 году: «Он приказывал воровать для него картины из музеев и развешивал их в своем замке». Но возникает вопрос – какие именно музеи приказывал обкрадывать Геринг в 1936 году (даже ранее того, ведь книга была сначала написана, затем опубликована)? Тогда не было ни войны, ни оккупированных территорий. Едва ли Геринг приказывал грабить немецкие музеи – это представляется, мягко говоря, маловероятным, да и не сохранила история никаких сведений на сей счет. Справедливости ради заметим, что ссылаться на Клауса Манна как на исторический источник, пожалуй, не стоит. Когда писатель вернулся после войны в Германию (уже в ФРГ), он был привлечен к суду за клевету, содержавшуюся именно в этом романе.
Правда, не в адрес Германа Геринга, а в адрес немецкого актера и режиссера Густафа (именно так, не Густава) Грюндгенса, выведенного в книге под именем Хендрика Хефгена. Процесс Клаус Манн проиграл, и роман был запрещен.

Оптимизм шефа люфтваффе

В отличие от других высших руководителей нацистского государства – самого Гитлера, Геббельса, позже Гиммлера – Геринг не спешил кончать жизнь самоубийством. Не бросался он и в бега, как Борман. Напротив, он с удовольствием позировал перед кинокамерами американских корреспондентов, и без тени какого-либо раскаяния, даже притворного, вышел на Нюрнбергский процесс. На суде он держался уверенно и энергично, больше нападал, чем защищался, часто ставя обвинителей в тупик. Похоже, он надеялся если не на оправдательный приговор, то на достаточно благополучный для себя исход дела. И хотя однажды Геринг обмолвился, что от «суда победителей» ему ничего хорошего ждать не приходится, но все же явно рассчитывал на лучшее – рано или поздно вернуться к привычному образу жизни (хотя, конечно, не к власти).
Поэтому, видимо, он и не выполнил приказа фюрера об уничтожении художественных ценностей, дабы не достались победителю. Большую часть своих сокровищ он успел спрятать в различных тайниках, надеясь когда-нибудь возвратиться за ними. Некоторые из этих тайников не обнаружены и по сей день. Но нас в рамках этой статьи интересует только один тайник Геринга.

Сенсационная находка в шахте

Безусловно, Герман Геринг не спешил посвящать следователей в свои секреты. Но не мог же он в одиночку прятать тонны сокровищ! Нашлись люди, готовые выдать его тайны союзникам в обмен на снисхождение. И вот в мае (по другим источникам – в июне) 1945 года была вскрыта одна из давно заброшенных австрийских соляных шахт. Там было обнаружено множество живописных полотен из коллекции Геринга, сразу переданных для исследования международной комиссии искусствоведов.
Изучив одно из полотен, голландские специалисты ахнули – перед ними картина самого Яна Вермеера Дельфтского! Как национальное достояние Голландии попало к Герингу? О похищении этой картины у владельца никаких сведений не было. Значит, кто-то продал ее шефу люфтваффе? Изменника необходимо найти и покарать! Началось расследование, выявившее удивительные вещи.

Жил-был художник один

Жил он в Голландии, и звали его Хан ван Меегерен. Нет, это не тот художник, какого мы могли бы назвать «старым голландцем» или даже «малым голландцем».
Жил он в ХХ веке, писать картины начал в 1920-х годах. Художником он был весьма неудачливым, хотя рисовальщиком – превосходным. Но не шли дела у ван Меегерена! Почему? Да очень просто.

Как раз в то время взлет переживали новые, авангардные течения в живописи, те самые «измы», о которых мы упоминали в начале нашей статьи. А ван Меегерен, подобно Гитлеру, «измов» не признавал, работал в классической манере.
Результат – полное отторжение его работ художественной и критической средой.
Тогда непризнанный художник задумал отомстить отвергнувшему его миру. Пусть он не создал, в глазах других, собственных шедевров, но он подделает картины великого Вермеера Дельфтского! Да так подделает, что ни один из презиравших его «умников» ничего и не заподозрит. А потом он сам раскроет свое инкогнито и явится миру мастером, не уступившим классику.
Сказано – сделано. Первая подделка под Вермеера кисти ван Меегерена появилась в 1932 году. Дальше – больше. «Вермееры» посыпались как из рога изобилия. В подлинности этих картин не сомневался никто, не усомнился и Герман Геринг, купивший картину ловкого фальсификатора именно как Вермеера.
И вот – арест в 1945 году, допрос и ошеломляющее признание. Многие из известных «Вермееров» принадлежат кисти гонимого художественным миром, никому не известного Хана ван Меегерена!
Скандал разразился грандиозный.
Ведь атрибутировали эти картины виднейшие искусствоведы! Ван Меегерена обвинили в тщеславной лжи. «Не могли вы достичь такого совершенства!»
И тогда ван Меегерен прибегает к последнему доказательству. Он требует кисти и краски и на глазах у следователей создает… еще одного «Вермеера», не уступающего предыдущим!
Все вопросы были сняты. Но возник еще один. Что делать с самим фальсификатором? Ведь нельзя же его теперь судить за то, что он продал Герингу национальное достояние Голландии. Не достояние это было, а обыкновенная, хотя и качественная, подделка. Но и не отпускать же шарлатана на все четыре стороны! В конце концов, его за подделки и осудили. Хан ван Меегерен, человек, обманувший Германа Геринга, умер в тюрьме, так и не снискав той славы, о которой мечтал.

Гений и его тень

Как ни странно, ван Меегерен во многом повторил судьбу того живописца, которому он поклонялся и кому старался подражать. Ян Вермеер из Дельфта, умерший в 1675 году, в свое время был художником весьма неудачливым.
В наши дни Сальвадор Дали считал его величайшим художником мира. Редки ли подобные судьбы гениев? Скорее удивило бы прижизненное признание – вспомним хотя бы Ван Гога… Мнение Сальвадора Дали? Но ведь Дали был, как известно, персоной весьма экстравагантной и часто менял свое мнение.
Например, Пикассо он то называл «художником водорослей», то возносил до небес.
Ну а Вермеер… Что же Вермеер?
Прожил он недолго, около сорока лет, картин создал не так уж много, и не все из них считаются теперь бесспорно принадлежащими его кисти. Умер он в нищете. Его работы не были известны миру вплоть до 60-х годов XIX века. Причиной смерти голландского художника (как и смерти Хана ван Меегерена) считается сердечный приступ.
Вот таким, почти мистическим образом переплелись судьбы гения и фальсификатора, художника и его тени.

 

Обсуждение закрыто.