В отличие от гетеры Фрины, Таис не вдохновила ни единого скульптора или художника, никто не запечатлел красоту её тела и лица. Это тем более странно, что Таис Афинская была не обычной гетерой, а лучшей подругой и любовницей самого Александра Македонского…
А впоследствии стала второй женой царя Египта Птолемея Первого, от которого родила двоих детей – дочь Эйрену и сына Леонтиска.
О ней почти нет упоминаний и в летописях. Словно само провидение позаботилось о том, чтобы об этой гетере не осталось никакой памяти. И всё же о ней знают, её помнят, а всё — благодаря её крайне эксцентричному и, одновременно, патриотичному поступку… Так кто же она – Таис Афинская и что она натворила?
…Птолемей не мог оторвать взгляда от незнакомки, как богиня возникшей из пены и шума моря. Медное лицо, серые глаза и иссиня-черные волосы — совсем необыкновенный для афинянки облик поразил Птолемея. Позднее он понял, что медноцветный загар девушки позволил ей не бояться солнца, так пугавшего афинских модниц. Афинянки загорали слишком густо, становясь похожими на лилово-бронзовых эфиопок, и потому избегали быть на воздухе неприкрытыми.
А эта — меднотелая, будто Цирцея или одна из легендарных дочерей Миноса с солнечной кровью, и стоит перед ним с достоинством жрицы. Нет, не богиня, конечно, и не жрица эта невысокая, совсем юная девушка. В Аттике, как и во всей Элладе, жрицы выбираются из самых рослых светловолосых красавиц. Но откуда ее спокойная уверенность и отточенность движений, словно она в храме, а не на пустом берегу, нагая перед ним, будто тоже оставила всю свою одежду на дальнем мысу Фоонта?
Хариты, наделявшие женщин магической привлекательностью, воплощались в девушках небольшого роста, но они составляли вечно неразлучное трио, а здесь была одна!
Так начинается книга Ивана Ефремова «Таис Афинская«, благодаря которой уже не одно поколение российских подростков и взрослых узнало об этой великой женщине, действительно жившей в Афинах. Но Ефремов воспел не столько красоту гетеры, а сколько её мудрость и отвагу.
Так же как гейши в Японии, в VII — IV веках до нашей эры в Греции гетеры были не просто женщинами для услаждения тела. Они получали прекрасное образование, занимались спортом, ездили верхом, могли играть на различных музыкальных инструментах и танцевать, развлекая своего покровителя, а могли наравне с мужчинами вести философские беседы и спорить о политике.
Мудрая гетера никогда не унижала своего мужчину, показывая своё превосходство, а напротив умело обыгрывала собственные слабости и несовершенства, превращая их в милые пикантности, приводящие мужчину в восторг, пробуждающие в нём завоевателя и стремление опекать возлюбленную. Она не утомляла без толку разговорами, не позволяла себе грубости по отношению к своему любимому, не спорила, не перечила. Вот у кого следовало бы поучиться иным современным женщинам. Физическое наслаждение и интеллектуальная гармония – вот что ожидало мужчину, пришедшего во владения гетеры.
Не удивительно, что социальный статус гетер на протяжении веков был очень высок, они становились верными подругами величайших умов Греции, музами для поэтов, певцов, скульпторов и художников, и не имели ничего общего с проститутками(«порнайи»). Более того, гетера могла отказать любому мужчине в физической близости, если он ей не нравился. В Афинах даже была такая доска — Керамик, на которой мужчины писали гетерам предложения о свидании. Если гетера была согласна, то она под предложением подписывала час свидания. Если нет — никто не имел права принудить её.
Вот такой гетерой и была Таис. От своих современниц она выгодно отличалась внешностью, а её гордый характер, бойкий ум позволяли стоять на уровне с достойнейшими мужами, что не мог не заметить сам царь Македонии – Александр. Став возлюбленной царя и военачальника, Таис сопровождала его даже в военных походах. Именно во время одного из них, закончившегося полным разгромом персов и захватом царского дворца в Персеполе, Таис и совершила то, о чём с упоением писали многие историки.
Особенно красочно описывают его Диодор Сицилийский и Плутарх. Согласно их записям, в павший под натиском македонской армии Персеполь Таис въехала на колеснице. Обнажив своё прекрасное тело, прикрытое лишь драгоценными украшениями, ничуть не смущаясь множества солдат, приветствовавших её криками, она гордо проехала по двору, была мила и весела на царском пиру, а, дождавшись, когда все присутствующие изрядно выпили, вдруг схватила факел и стала призывать царя и его солдат сжечь дворец.
Подвыпившие и разгорячённые мужчины без лишних слов исполнили её желание. Жемчужина персидской культуры, удивительный архитектурный комплекс – был сожжён до тла и разрушен….Этот её поступок можно было бы осуждать, не зная предыстории, но у Таис действительно были причины отомстить персидским «варварам»: совсем недавно её семья вынуждена была бежать от персидских войск, а вернувшись обратно в Афины, ужаснуться обугленным руинам, в которые превратился великолепный мраморный город. Эта обида глубоко запала в сердце афинянки и она не могла отказать себе в удовольствии отомстить Ксерксу.
Дворец в Персеполе. Археологическая реконструкция.
«– И пусть люди говорят, что женщины, сопровождающие Александра, сумели отомстить персам за Грецию лучше, чем знаменитые предводители войска и флота! – потрясая горящим факелом, закончила свою речь воинственная гетера. …И слова её потонули в громком гуле одобрения и рукоплесканий.»(с)
Это событие, ставшее самой яркой главой в истории Таис, гетеры из Афин, лишний раз доказывает, сколь велика власть женщины в этом мире. Мудрая женщина может добиться исполнения любого своего желания, яркая – вдохновить на поступки и творческие порывы, а страстная и отважная — повести за собой на любые подвиги и свершения. А если всё это соединить?…