В середине девяностых канал «РТР» устроил зрительский опрос, чтобы выяснить, какой отечественный фильм у народа самый-самый любимый. С большим отрывом от остальных участников соревнования победила комедия Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука»…
Изначально картина называлась «Контрабандисты». В основу ее легла реальная история, о которой один из авторов сценария, Яков Костюковский, прочитал в журнале «За рубежом».
В статье рассказывалось, как швейцарские контрабандисты перевозили ценности под гипсом, имитируя перелом. Весь сценарий сразу писали под Юрия Никулина. Он тогда уже был мега-звездой. Стоило артисту появиться на улице, как его мгновенно окружала плотная толпа поклонников.
Особой любовью Никулин пользовался у советских алкашей — это все из-за роли Балбеса в «Самогонщиках». Однако авторы сценария Яков Костюковский и Морис Слободской, которые и раньше работали вместе с Гайдаем над «Операцией «Ы» и «Кавказской пленницей», сразу поняли, что в «Бриллиантовой руке» Трусу, Балбесу и Бывалому не место. Да и сам Гайдай от них уже изрядно подустал.
«На этот раз мы с режиссером Гайдаем решили отказаться как от нашего героя Шурика, так и от популярной троицы, — сообщалось в их сценарной заявке. — Юрий Никулин будет играть уже не Балбеса, а центральную комедийную роль. Это будет скромный служащий отнюдь не героического вида и нрава…»
Сам Юрий Никулин отнесся к сценарию скептически: «Очень странная история. Драгоценности ввозят в Союз, а не наоборот». А потом вышло так, что в «Бриллиантовой руке» снялась вся его семья: жена Татьяна Никулина сыграла экскурсовода в Стамбуле, а одиннадцатилетний сын Максим исполнил роль «святого» мальчика, который ходил по воде.
«Максим с энтузиазмом согласился сниматься, — вспоминал Юрий Никулин, — но когда его по двадцать раз заставляли репетировать одно и то же, а потом начались дубли, в которых Андрей Миронов бил его ногой и сбрасывал в воду, он стал роптать. Когда Миронов только замахивался ногой для удара, Максим уже начинал падать в воду. Получалось неестественно. Чувствовалось, что Максим ждет удара. После того как испортили семь дублей,
Гайдай громко сказал: «Все! В следующем дубле Миронов не будет бить Максима, а просто пройдет мимо». А Миронову шепнул: «Бей, как раньше. И посильней». Успокоенный Максим, не ожидая удара, нагнулся с сачком и внезапно получил приличный пинок. Он упал в воду и, почти плача, закричал: «Что же вы, дядя Андрей?» Эпизод был снят…»
Проход Гешы Козодоева по воде с корягой в руках, на которой нацеплены плавки Лелика, был снят 14 июля. Именно съемки в этот день вдохновили спустя много лет ростовского скульптора Дмитрия ЛЫНГИНА, автора памятника в Цемесской бухте.
Съемочная группа жила в гостинице «Горизонт» в Адлере. В подвале гостиницы устроили реквизиторскую, где кроме всего прочего хранился «двойник» Никулина — сделанная из папье-маше фигура Горбункова. Она нужна была для съемки эпизода, в котором Семен Семенович вываливается из багажника «Москвича», прицепленного к летящему вертолету, и падает с 500-метровой высоты.
Уборщица наводила порядок в подвале, приподняла тряпицу, которой манекен прикрыли от пыли, и обомлела — мертвый Никулин! Уже через час новость о том, что знаменитый артист умер на съемках комедии Гайдая, облетела весь город Сочи. Самому Никулину пришлось срочно звонить в Москву и предупреждать маму о том, что слухи о его смерти сильно преувеличены.
А между тем здоровьем своим он действительно рисковал. Во время работы над последним эпизодом Никулин получил серьезную травму шеи. В самом конце фильма Семен Семеныча с загипсованной ногой поднимают на кране.
Когда на съемках Никулин нагнулся, кран опустили слишком низко, и артист, выпрямляясь, очень сильно ударился шеей о крюк. Боль была адской, на глаза навернулись слезы, но Никулин, зная, что его снимают, сдержался и доиграл — с содранной кожей на затылке и сотрясением мозга.
Только выйдя из кадра, он ухватился за ушибленное место. Позже Гайдай наложил гулкий звук удара, и вышло смешно — будто так и задумывалось.
Главное управление кинематографии дало добро Гайдаю на съемки 3 января 1968 года, а в феврале об этом узнал Миронов. По своему характеру и повадкам Геша Козодоев был сродни другому герою – Фигаро, роли, доставшейся Миронову в этом же году. В марте 1968 года Миронов прошел кинопробы, и в конце этого же месяца был утвержден в роли контрабандиста по кличке Граф.
Съемки начались уже в апреле, поначалу в 11-м павильоне «Мосфильма». В эти же дни Миронов попал на мушку КГБ, сотрудник которого пообещал за несанкционированное посещение американского посольства жестокие кары, в том числе и снятие с новой роли в кино и театре. Так не вовремя артист приударил за дочерью американского посла.
Однако все закончилось благополучно. Об этом рассказывает Татьяна Егорова в книге «Андрей Миронов и я».
Худсовет настойчиво рекомендовал Гайдаю на роль контрабандиста Геши Козодоева взять Георгия Вицина. Режиссер и сам сомневался в Андрее Миронове, тогда еще темной лошадке, но все же рискнул. Когда же Гайдай увидел блестящее исполнение песни «Остров невезения», то удивился: как вообще можно было сомневаться в Миронове?!
Надо сказать, никто не ожидал от Андрея такой пластики и артистизма. Каждый дубль он отыгрывал по-новому, не повторяясь, постоянно импровизировал. Даже Никулин смотрел за выступлением своего напарника, раскрыв рот. Актеру аплодировала вся съемочная группа. Зато худсовету Миронов категорически не понравился, на их вкус, он «слишком кривлялся».
Эльдар Рязанов, который входил тогда в комиссию, настаивал на том, чтобы номер на теплоходе вовсе вырезали, поскольку он выглядел вставным. И Гайдай готов был уже отказаться от «Острова невезения», но за песенку горячо вступился Юрий Никулин и, слава богу, отстоял ее. Надо ли упоминать о том, что после выхода фильма песня о несчастных людях-дикарях мгновенно стала шлягером, а Миронов исполнял ее на всех творческих вечерах.
Вообще же Геша Козодоев — жулик и прохвост — был так обаятельно сыгран, что сумел влюбить в себя всю женскую часть аудитории поголовно. Кстати, жест, которым Козодоев постоянно откидывал челку со лба, Миронов придумал сам. А вот его ультрамодные наряды — это уже коллективное творчество.
Пляжный белый ансамбль, не желавший из брюк превращаться в элегантные шорты, создавался лучшими силами костюмерных мастерских «Мосфильма». А водолазка и серебристый костюм из японской дакроновой ткани были куплены на чеки в валютном магазине «Березка». Ходить в этом костюме Миронову было трудно: ткань практически не дышала, на улице же стояла 40-градусная жара.
Эпизод, в котором Геша заблудился и мечется по стамбульским улочкам, снимали с семи утра и до пяти вечера. Миронов попросил гримера не отходить от него ни на шаг: грим постоянно плыл. Все трюки Андрей Миронов исполнял сам: лазил по веревке на балкон, гонял на мотоцикле, нырял.
А помните, как киношный сын Никулина выстрелил из пистолета мороженым прямо в лицо Геши Козодоева? На самом деле мальчик только прицеливался, а ассистент за кадром уже кидал в Миронова творожный шарик. Эпизод этот никак не удавался. Было сделано восемь дублей, и восемь раз Миронову прилетал в лицо творог.
Позднее Миронов так отзывался о своей роли в комедии: «Мне очень горько и трудно смириться с мыслью, что для зрителей высшее мое достижение в кино — это фильм «Бриллиантовая рука». Мне действительно это очень больно».
На роль контрабандиста Лелика пробовались Михаил Пуговкин и Леонид Сатановский, но худсовет выбрал Анатолия Папанова.
«Когда снимали сцену, в которой Папанов нанизывает рыбу на крючок удочки Никулина, вода была довольно холодной, — рассказывал о съемках автор сценария Яков Костюковский.
По вине кого-то из технических работников что-то не ладилось, и приходилось переснимать снова и снова. После очередного неудачного дубля разгневанный Анатолий Дмитриевич Папанов высунулся из воды и рявкнул в сердцах на того ассистента: «Идиот!» И это так замечательно прозвучало, что Гайдай вставил эпизод в картину, адресовав сказанное Геше».
Сейчас в это трудно поверить, но самой большой критике в «Бриллиантовой руке» подверглась игра Нонны Мордюковой. Ругали ее за то, что она монотонна и неинтересна, играет слишком «жирно» и совсем не смешно, образ получился безудержно пошлым, да и вообще не получился — ну не может быть в Советском Союзе такого управдома.
Гайдаю пришлось изрядно сократить ее роль, однако вырезать Мордюкову полностью он, к нашему счастью, отказался. Цензоры прицепились к фразе управдомши Плющ: «Не удивлюсь, если завтра выяснится, что ваш муж тайно посещает синагогу».
Вышестоящее начальство отчитывало Гайдая: «Вот вы подняли еврейский вопрос, но никак его не решили». — «Какой еще еврейский вопрос, — недоумевал режиссер, — это же шутка». — «Не надо нам таких шуток. Пускай она скажет, что Горбунков посещает тайный дом свиданий». — «Я знаю, что в нашей стране есть синагоги, — не удержавшись, подколол узколобое начальство Гайдай, — но вот про дом свиданий слышу впервые».
В итоге «синагогу» заменили на «любовницу». А в фильме до сих пор видно, что Мордюкова произносит губами одно слово, но звучит совсем другое. В «Бриллиантовой руке» Нонна Викторовна впервые предстала перед зрителями с короткими волосами. Это был парик, поскольку сама актриса никогда не делала коротких стрижек.
Заморский город Стамбул, в котором герой Юрия Никулина упал, потерял сознание, а очнулся с гипсом на руке, снимали в Баку.
Сначала предполагалось, что Семен Семеныч Горбунков поскользнется на банановой кожуре. Для этого закупили несколько кило дефицитных тогда фруктов и бережно хранили их в холодильнике. Однако поскользнуться на банане Никулину ну никак не удавалось.
Тогда купили дешевый арбуз, они в Баку продавались на каждом углу. Но и на арбузную корку артист никак не мог точно попасть ногой. Тут в дело вмешался Леонид Каневский.
Он страшно торопился на другие съемки в Свердловск, и ему уже давно пора было уезжать на вокзал. Каневский предложил Гайдаю подменить Никулина. Он надел его брюки и туфли и с первого же дубля мастерски поскользнулся на арбузной кожуре. Так что это его ноги мы до сих пор наблюдаем в кадре.
«Иностранный» язык, на котором разговаривали аптекари-контрабандисты, — полностью выдуманная абракадабра. Но если прислушаться, то можно разобрать среди прочих звуков и слов несколько раз повторяемое: «Березина куманит!»
Березина — это фамилия невесты Леонида Каневского, таким образом актер передал своей будущей жене привет. А еще среди тарабарщины можно различить слово «мордюк» — его придумал Гайдай после того, как поругался на съемках с Мордюковой.
Гайдай очень хотел, чтобы знойную соблазнительницу Анну Сергеевну сыграла Клара Лучко, но та категорически отказалась сниматься в купальнике. А вот Светлана Светличная не отказалась и навсегда вошла в историю отечественного кино как первая актриса, показавшая стриптиз.
«Во время съемок я очень боялась снимать бюстгальтер, — вспоминала много лет спустя Светличная. — Юрий Никулин сказал: «Свет, не обращай ни на кого внимания, смотри только на меня. Я — свой!» Он так убедительно это произнес, что все мои страхи улетучились. Мой танец был чистой импровизацией. Сейчас бы я лучше станцевала!»
Танго «Помоги мне» вызывало в советских кинотеатрах состояние, близкое к шоку (многих даже выносили на руках). Голая женская спина, разрыв бюстгальтера со стреляющим звуком, груди, прикрытые только руками, — и голос, голос небесной Аиды! Некоторые выходили из кинозала, пошатываясь от увиденного.
Секс вообще был под запретом, а тут сразу показали сцену, ставшую высшей точкой сексуального откровения, достигнутой Советским Союзом в его классический период.
Особенно выстрел бюстгальтера впечатлял. Никакие оголения впоследствии (включая знаменитое оголение Александры Яковлевой в «Экипаже») не смогли повторить подобный эффект. Словно бомба разорвалась…
Светлана Светличная была замужем за актером Владимиром Ивашовым, исполнителем главной роли в фильме «Баллада о солдате». В своих многочисленных интервью актриса без стеснения рассказывала о том, как изменяла мужу, оправдывая свою неверность ветреным характером.
«В «Бриллиантовой руке» у меня было всего пять съемочных дней в Сочи и Адлере. Когда они закончились, мы это отметили с шампанским, — откровенничала Светличная. — Хорошо так отметили, не пожалели. А потом вдвоем с Андрюшей (Мироновым) пошли на море купаться.
Я заплыла черт-те куда и стала тонуть по-настоящему, до сих пор страшно вспомнить. И Андрюша меня спас. Понимаете, я ему жизнью обязана. Потом мы долго целовались на берегу. Только целовались! А утром я улетела в Москву…»
Сейчас модно рассуждать вот о чем: если бы режиссер Леонид Гайдай жил не в СССР, а в США, то был бы он мультимиллионером не хуже Стивена Спилберга. Еще бы — его «Бриллиантовую руку» только в первый год проката посмотрело 76 миллионов зрителей! Это сумасшедшие кассовые сборы. Но тогда, в 1968-м, подсчитывать прибыль, принесенную фильмом, было не принято.
Впрочем, жаловаться на жалкое существование советскому режиссеру Гайдаю тоже не пристало. За съемки своей нетленной комедии он получил в кассе 4949 рублей плюс 2000 рублей за работу над сценарием.
Юрию Никулину за роль Семена Семеновича Горбункова заплатили 5188 рублей. Для сравнения: зарплата инженера тогда равнялась 120 рублям, а заветный автомобиль «Волга-ГАЗ-21» стоил около шести тысяч. Так что кроме славы и народной любви, которые, разумеется, бесценны, создатели «Бриллиантовой руки» получили еще и приличные гонорары.
Несмотря на то что к съемочной группе фильма был приставлен капитан КГБ и еще до съемок сценарий прошел несколько кругов цензуры, у строгой комиссии осталась масса замечаний к уже готовой картине. Но ведь и для Гайдая это был не первый фильм, и к схватке с чиновниками он хорошо подготовился.
При монтаже «Бриллиантовой руки» последним кадром Гайдай взял и приклеил кадры документальной хроники — ядерный взрыв. «Зачем это?» — изумились авторы и коллеги. «Атомный взрыв необходим, — не моргнув глазом ответил режиссер. — Эти кадры говорят об острых проблемах нашего непростого времени». Спорить с его заявлением было трудно.
Наступил момент госприемки — картину смотрела строгая комиссия Госкино во главе с председателем комитета Романовым. Цензоры нападали на обнаженку в исполнении Светличной, на пародирование действий милиции, на снижение образа простого советского человека — главного героя… Ядерный взрыв в финале легкой комедии вообще всех доконал.
В ответ на претензии комиссии, выдвинутые огромным списком, Гайдай категорично отвечал: «Либо вы зарубаете фильм целиком, либо оставляете все как есть». Дело было под Новый год, и план нужно было закрывать. Режиссеру дали три дня, чтобы он подумал, что в картине можно переделать или сократить.
По истечении срока Романову доложили: «Гайдай снял из финала картины ядерный взрыв». — «Слава богу… Будем считать, что фильм принят»…
Любопытные факты о фильме
Главная роль Горбункова писалась исключительно под Никулина. в «Союзцирке» Никулину дали отпуск на полгода, чего ранее никогда не делалось.
«Заграничная» часть снималась в Узбекистане, а «город Горбункова» — в Крыму. Основные сцены фильма снимались в Баку (вместо заграничной Турции) и Сочи, а натурные — в Адлере на берегу Чёрного моря.
В фильме снялась вся семья Никулина. Жена Татьяна сыграла экскурсовода, а сын Максим — мальчика с «нимбом». Того самого, которого герой Андрея Миронова встречает на отмели и отвешивает ему щедрый пинок.
Изначально фильм должен был называться «Контрабандисты», и финал фильма предполагался иным — более лиричным. А именно:
Из подъезда выходит вся семья Горбунковых в обновках, Семен Семенович теперь с двумя загипсованными руками, но вид имеет счастливый. Дети проходят вперед, а Надежда берет мужа под руку и, краснея, тихо говорит:
«Сеня, я хотела тебе сказать… У нас будет ребенок!»
Также были убраны реплики: «Как говорит шеф, главное в нашем деле — социалистический реализм» и «Партию и правительство оставили на второй год». Причина — политическая.
В режиссерском сценарии не жена будит пьяного Семена будильником, а на него падает и повисает на шее картина. Идея воспользоваться будильником возникла после серии неудачных дублей — картина не вешалась на шею Никулина «красиво».
«Песня про зайцев» в первых кинопробах исполняется на пароходе. Только перед выходом фильма ее заменили на «Остров невезения», а «Песня про зайцев» перекочевала в ресторан «разбавить пафос».
Многие почитатели «Бриллиантовой руки» и не догадываются, что эпизода с рыбной ловлей им бы и не посчастливилось увидеть, если бы не чертовская изобретательность «папы» советского кинохита.
Чтобы худсовет оставил эту сцену, Гайдай пошел на маленький обман: композитору Александру Зацепину было поручено написать для эпизода с рыбалкой музыкальный фрагмент и не вырезать саму сцену, а только сделать музыкальное обрамление.
На повторном просмотре члены худсовета отметили, что после сокращений сцена смотрится намного лучше. Гайдай только ухмылялся: рыбную ловлю он вообще не сократил!
В этом эпизоде есть один ляп: герой Миронова достаёт из портфеля белый камень (этот момент используется в фильме ДВАЖДЫ, видимо, в целях экономии), но КАЖДЫЙ раз подходит к герою Никулина с совершенно другими по цвету камнями!
В фильме использовалось много декораций: у поселка Атой возле Туапсе возвели целый «Песчаный остров»!
Сцену, где Миронов дает пинка идущему по воде мальчику, отыграли так натурально, что на Гешино «Спасите! Помогите! Мамочка-а-а!» примчался настоящий катер со спасателями!
Песню «Вулкан страстей» исполнила не Светлана Светличная, а Аида Ведищева, которая пела также в «Кавказской пленнице». Светличная была очень обижена на Гайдая за то, что он не дал ей спеть.
Она интересовалась у Нины Гребешковой: «Почему Гайдай не дал спеть своим голосом?» Меж тем в фильме Светличная и говорит не своим голосом, а голосом Зои Толбузиной. Единственная фраза, которую Светличная произнесла сама, — «Не виноватая я!..»
Практически все песни к фильмам Гайдая писал композитор Александр Зацепин. «Остров невезения» настолько не понравился худсовету, что его подумывали выбросить в корзину, но на пробах песню так блестяще спел Миронов, что Гайдай настоял, чтобы ее обязательно включили в фильм.
Из всех актрис, пробовавшихся на роль управдомши Плющ, менее всего Гайдаю понравилась… Нонна Мордюкова. К тому же она была не дружна с Андреем Мироновым, считая его «маменькиным сынком». Миронов отвечал ей взаимностью. Если Нонна на съемке неверно произносила фразу, Миронов тут же поправлял ее.
Просто интересный факт. Продавец лотерейных билетов кричит: «Кто возьмёт билетов пачку, тот получит…» — «…водокачку!» — передразнивает его управдом. Может, кто-нибудь подскажет,- какое слово хотел сказать агитатор, не скажи она «водокачку»? И было ли это слово вообще?
Помните, как при подводной съемке с Папанова стянули трусы? Эту сцену снимали с дублером. Во время съемок приходилось идти на разные ухищрения.
Например, в то время не было кинокамер, способных снимать под водой, поэтому для защиты аппаратуры от воды некий мосфильмовский умелец вылепил из смолы специальный бокс. А часть подводных эпизодов снимали с помощью макета: изготовили фигурку человека, и операторы комбинированных съемок возились с ней в луже.
Один из самых смешных эпизодов, когда здоровенный детина просит: «Папаша, закурить не найдется?», — у испуганного Горбункова («Ты что, глухонемой?» — «Да!») снимался в подземном переходе на Ленинском проспекте в Москве, ранее там был туалет.
В роли детины выступил корреспондент журнала «Смена» Л. Плешаков, согласившийся временно сменить профессию ради интервью с Никулиным, необычайно популярным в то время. Этот коротенький эпизод снимался 4 часа! Гайдай утвердил Плешакова на роль после того, как тот показал ему свою волосатую грудь.
Теплоход был назван Гайдаем «Михаил Светлов» из-за его большой любви к творчеству поэта. В порт пришел теплоход «Победа», Гайдай уговорил капитана на один день переименовать судно, даже спасательные круги переписали. В итоге все сцены на пароходе были сняты в один день!
Фильм вышел на экраны. Начальник морского флота, узнав, что «Михаил Светлов» в его ведомстве не числится, распорядился исправить упущение, и первый же спущенный на воду новый теплоход был назван в честь поэта.
Ночью перед началом съемок Гайдай с Никулиным за бутылочкой вина ломали себе голову над «переводом» диалога с турецкой путаной: «Что ты наделал, глупый вонючка!» — «От глупой вонючки и слышу!»
Никулина озарило: вонючка — это скунс, а все вместе — крукл скунс табл шляхт! Гайдай говорит: «Здорово, надо усилить! Крукл скунс табл шляхт мордюк!» «Почему, — спрашивает Никулин, — мордюк?» — «А я вчера с Мордюковой поругался».
Виктория Островская — исполнительница яркой эпизодической роли стамбульской проститутки, которая завлекает героя Юрия Никулина, темпераментно приговаривая «цигель-цигель, ай-лю-лю». Сейчас Виктории – 74 года.
“Когда меня пригласили сниматься в «Бриллиантовую руку», я отлично представляла, как играть проститутку. Снималась эта сцена в Баку. Зевак собирались толпы. А азербайджанцы люди очень темпераментные, так и норовили меня за задницу схватить — я хлебная девка была, аппетитная.
Я в первый день дверь в номер не заперла, так ко мне один за другим начали врываться: «Это вам виноград, красавица, это вам шоколад». А один — вот умник! — залез через балкон и в номере затаился. Но ничего — я его пинками из комнаты выгнала. Но после этого стала хитрее: зайдя в номер, первым делом запиралась на ключ”.
В фильме супруга Горбункова часто повторяет мужу: «Ты такой доверчивый!» В сценарии этих слов не было, но в реальной жизни Нина Гребешкова часто повторяла это супругу — Л. Гайдаю — и он вложил ее привычные слова в уста героини.
Актеры «Бриллиантовой руки» редко когда обходились без горячительных напитков. Однажды Аида Ведищева (исполнительница одной из «топовых» песен фильма) застала «за этим делом» Никулина, Гайдая и Миронова … прямо на полу в студии «Мосфильма» — они восседали перед обилием выпивки и закусок.
Эпизод, где милиционеры увозят поющего пьяницу, озвучил сам Гайдай.
“Бриллиантовые” ляпы
Совершенно непонятны источники дохода Шефа. Если Шеф имеет теневой бизнес в СССР, то зачем ему столь сложная и затратная схема отмывания денег: ввозить драгоценности из-за границы с потерями 75% (не считая затрат на вывоз денег туда).
Если Шеф имеет бизнес за границей, тогда непонятно, зачем он живёт в СССР и теряет столь большой процент на легализацию доходов. Если Шефа кто-то очень щедро спонсирует, то зачем?
При разговоре с управдомом Горбунков говорит, что побывал в Лондоне. В начале фильма его жена Надя говорит, что он едет за границу в первый раз. Интересный круиз получается: Лондон, Стамбул! 🙂
Тогда не исключено, что Семён Семёныч был проездом и в Париже (обратите внимание на платье, которое он привёз дочке в подарок)!
В сцене на корабле Никулин и Миронов сидят в шезлонгах. Никулин держит гитару и говорит: «…а мне нравится песня про зайцев». Миронов: «Сеня, про зайцев — это не современно», и забирает у Никулина гитару.
В следующем кадре он начинает петь песню «Остров невезения»… без гитары. Гитара в сцене больше не появляется вообще — ни рядом с шезлонгами, ни в руках у Никулина.
Пегас в магазине («А у вас есть такой же, но без крыльев?») снимался также в фильме «Служебный роман», под его тяжестью изнывал герой А. Мягкова в эпизоде с «лошадью», а потом и в интерьере квартиры композитора в комедии «Ширли-мырли».
И… точно такую же лошадь заметили в кабинете Мюллера в фильме «Семнадцать мгновений весны». Этот конь до сих пор хранится в реквизиторском отделе «Мосфильма». Реквизит!
Помните? «ДитЯм — мороженое, бабе — цветы!» Герой Миронова подходит к столику, держа в руках эскимо на палочке, а через несколько секунд оно превращается в шарики мороженого в вазочках. Чудо!
В этой же сцене Козодоев дарит жене Горбункова две (!) розы.
Когда Семён Семёныч едет домой в такси, он называет адрес: «Морская 21, квартира 9, третий подъезд, третий этаж!». Это в каком же доме может быть квартира №9 в ТРЕТЬЕМ подъезде, да еще на ТРЕТЬЕМ этаже? В показанном доме как минимум четыре этажа и как минимум две квартиры на этаже!
Пистолет, который капитан милиции передаёт Горбункову,- трофейная «Беретта» модели 1934 г. План прост: в случае чего — милиция здесь ни при чём, оружие по штатному расписанию у них совершенно другое! 🙂
Эпизод, где Лёлик, планируя операцию «Дичь», отмеряет циркулем расстояния по карте и напевает «Летят утки», в точности копирует эпизод из фильма «Чапаев», в котором легендарный командарм склонившись над картой с циркулем в руках напевает «Чёрный ворон, что ты вьёшься…». Шалости Гайдая?
Когда Козодоев подъезжает к базе, где Горбункову должны были снять гипс «без шума и пыли», он в женской одежде — в юбке. Но внутри базы он уже в штанах и в майке.
В конце первой части на станции ТО Папанов и Миронов зажимают Никулина с двух сторон в смотровой яме, у него явно нет выхода. Вторая серия начинается с того, что Никулин уже вне ямы.
А к какой границе едет машина со взятым в плен Семёном Семёновичем? Даже если предположить, что действие разворачивается в Одессе, то ближайшая граница — румынская. Но Румыния же соцстрана! И что, советские и румынские пограничники их пропустят? И самое главное: румынская граница проходит по рекам — Дунаю и Пруту. Их на машине не переедешь…
В финальном эпизоде Никулина поднимает из катера оранжевая стрела крана, а опускает в машину — зеленая.
«Бриллиантовая рука» вышла в прокат в июне 1969 года и принесла Гайдаю триумф: фильм посмотрело 76 миллионов 700 тысяч человек! Пресса встретила фильм восторженно, и это был заслуженный восторг!
Знаменитые цитаты из фильма
А если не будут брать — отключим газ!
— А у Вас нет такого же, но без крыльев (с перламутровыми пуговицами)?
— К сожалению, нет…
— Будем искать…
…а у нас — управдом друг человека!
А эта странная фраза: «Собака друг человека» — странная, если не сказать больше…
— Будете у нас на Колыме — милости просим…
— Нет, уж лучше вы к нам!
Дальше следует непереводимая игра слов с использованием местных идиоматических выражений
Дитям — мороженое, его бабе — цветы!
Достаточно одной таблэтки…
Если человек идиот, то это надолго!
За чужой счёт пьют даже трезвенники и язвенники!
Иди отсюда мальчик, не мешай!
Как говорил один мой знакомый — покойник — я слишком много знал!
Как ты могла подумать такое? Ты — жена моя — мать моих детей!
— Кто возьмёт билетов пачку, тот получит…
— Водокачку!
Куй железо, не отходя от кассы!
Лёгким движением руки брюки превращаются… брюки превращаются… превращаются брюки… в элегантные шорты.
— Лёлик, но это же не эстетично…
— Зато дёшево, надёжно и практично!
— На его месте должен был быть я…
— Напьёшься — будешь!
— Наверное, мне бы надо…
— Не надо.
…
— Теперь вот такое предложение: а что, если…
— Не стоит.
— Ясно… Тогда может быть нужно…
— Не нужно.
— Понятно. Разрешите хотя бы…
— Вот это попробуйте.
Начинаю действовать бэз шуму и пыли по вновь утверждённому плану!
Наши люди в булочную на такси не ездят!
— Не беспокойся, Козлодоев…
— Козодоев!
— Козлодоев! Буду бить аккуратно, но сильно!
Не виноватая я! Он сам пришёл!
Нет! На это я пойтить не могу!
Нет такого мужа, который не мечтал бы хоть на час стать холостяком…
Ну-с, придётся принимать меры — а что делать?
Опись, протокол, сдал, принял, отпечатки пальцев!
Поскользнулся, упал, закрытый перелом, потерял сознание, очнулся — гипс!
Руки уверх — обои… убью!
Руссо туристо — облико морале! Ферштейн?!
— Сеня, ты уже дошёл до кондиции?
— До какой?
— До нужной…
Семён Семёныч…
Спокойно, Козлодоев, сядем усе!!!
Строго на север порядка 50 метров расположен туалэт типа «сортир», обозначенный на схэме буквами «Мэ» и «Жо»…
Такова се ля ви, как говорят у них…
Ты зачем усы сбрил, дурик?
Усегда готов!
Федя, дичь!
Цигель-цигель ай-лю-лю!
Чтоб ты жил на одну зарплату!
Шампанское по утрам пьют или аристократы, или дегенераты!
Шеф! Всё пропало! Всё пропало!!!
Шоб ты издох! Шоб я видел тебя у гробу у белых тапках!
Щьорт побьери!
— Это твоё?
— Моё…
— Откуда?!
— Оттуда…
Я не трус — но я боюсь…